Напоминание

"Особенности музыкального развития детей 4-6 лет"

Автор: Татусь Оксана Анатольевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: ГБУДО г.Москвы ЦДОД ФЕНИКС

Населённый пункт: г.Москва

Наименование материала: статья

Тема: "Особенности музыкального развития детей 4-6 лет"

Описание:

В данной статье рассматриваются вопросы о роли музыкального развития детей, психофизические особенности детей 4-6 лет, особенности построения занятий по музыкальному развитию.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=239

Опубликовано 19.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Особенности музыкального развития детей 4-6 лет

Татусь Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДШИ

Гетманенко Анастасия Олеговна, аспирант кафедры музыкального искусства

факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова

e-mail: ana2170@yandex

тел. 89036896889

Введение
Музыка очень близка эмоциональной натуре ребенка, под воздействием услышанных звуков развивается художественное восприятие, фантазия, воображение, богаче становятся переживания. С помощью песен и танцев ребенок более красочно и эмоционально знакомится с окружающей средой. Музыкальное развитие обогащает личность ребенка, содействует ее эстетическому, умственному, физическому совершенствованию, благодаря чему, с ранних лет у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать и понимать то прекрасное, что заложено в искусстве и в жизни. Появляется стремление самому участвовать в создании прекрасного. Музыка способна вдохновить, разжечь чувства, вселить дух бодрости и энергии. Музыкальное развитие - это сложный процесс, осуществляемый посредством комплексного изучения и освоения различных направлений деятельности, таких как пение, музыкально-ритмические движения, речевое развитие, актерское мастерство. Каждое из указанных направлений способствует формированию и развитию у детей специальных навыков, а также получению теоретических знаний в области данного направления. Музыкальное развитие очень важно для формирования личности ребенка. На музыкальных занятиях развиваются внимание, ловкость, координация. Ценность раннего музыкального развития подтверждена многолетним педагогическим опытом, наработками и исследованиями таких педагогов как Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, И.ИЛевидов, Л.Б.Дмитриев, Г.П.Стулова и др. В настоящее время остро стоит проблема психо-эмоциональной неустойчивости детей. Их еще не сформированная морально- нравственная система поддается огромным «ударам» со стороны телевидения, радиовещания и печатной продукции. В этой ситуации очень важно «подхватить» ребенка, помочь ему понять, что «хорошо», что «плохо», а также способствовать улучшению его психо-эмоционального состояния. «Помощником» является музыкальное развитие ребенка
:«На музыкальных занятиях дети действуют коллективно, объединенные одной задачей. Такое взаимодействие организует, дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности. Систематическое слушание и исполнение музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональное переживание. Обостряет восприятие образов и идей, заложенных в основе музыкального произведения, это помогает развитию воображения и художественного вкуса, нравственно облагораживает»[Ветлугина] Особой ценностью в музыкальном развитии обладает пение. Пение – это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно-важных актов организма таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.[Стулова, с.5] Пение улучшает произношение, вызывает положительные эмоции, благотворно влияющие на нервную систему ребенка. Развивается память, мышление, разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности. Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства, но и одновременное развитие детского голоса, решение воспитательных задач, , связанных с формированием личности ребенка и его общего развития. Музыкальные занятия очень важны для ребенка, так как впечатления детства очень глубоки, они являются фундаментом для построения всесторонне развитой личности. Поэтому обучение пению – это, прежде всего, педагогическая задача. Но процесс музыкального развития, как и процесс обучения и усвоения определенных навыков, нельзя рассматривать опосредованно. В работе с детьми необходимо учитывать возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности
Психофизиологические особенности детей 4 -6 лет
Самая главная особенность детей 4-6 лет заключается в том, что эмоциональная сфера ребенка является основой его действий. Несмотря на реакцию окружающих, ребенок может с большим удовольствием напевать любимую песенку, танцевать перед большой аудиторией, рассказывать стихотворение или историю, бегать, прыгать, играть или, наоборот, расплакаться и кричать. То есть ребенок в этом возрасте не стесняется идти на поводу своих эмоций и желаний, и это очень важно. Возраст 4-6 лет наиболее благоприятен для развития памяти. Развитие памяти обуславливает развитие восприятия. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Детям
нравится наблюдать, рассматривать, находить что-то новое. Развивается мышление, дети могут более красочно описать свои впечатления. К 6 годам эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но остаются все такими же насыщенными. Особенно важно появление в этом возрасте таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, без которых невозможны совместная деятельность и общение детей. Музыкальное развитие ребенка является важной частью всего психофизического развития ребенка. За дошкольный период дети проходят большой путь развития и накопления музыкальных впечатлений. У детей 4-х лет внимание еще неустойчиво, зависит от новизны и привлекательности объектов восприятия. В этом возрасте происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песенки. Дети способны различать регистры, например в игре «Угадай, кто поет?» дети без труда могут различать высокие и низкие звуки: мама-птица поет низко, а птенчики высоко; сопоставлять громкую и тихую музыку, спокойную и бодрую, веселую и грустную. В возрасте 4 –х лет слуховое внимание детей неустойчиво, но они уже могут узнавать знакомые мелодии, эмоционально исполнять несложные короткие песни. К пяти годам дети становятся более внимательными, быстрее запоминают; слуховое, зрительное и осязательное восприятие становятся более крепкими. Дети пытаются передать характер песни в движениях. Учатся согласовывать свои движение и пение с движением и пением остальных детей в группе. В этом возрасте налаживается координация между слухом и голосом. Дети учатся согласовывать свои пение и движения с пением и движением других детей. На шестом году жизни расширяются музыкальные впечатления. Ребенок чаще интересуется о чем песня, как нужно двигаться, исполняя ее, что означает то или иное слово в песне. В этом возрасте формируется способность понимать поставленную задачу и воплощать ее в процессе музыкальной деятельности. В музыкальных играх дети могут самостоятельно договориться о распределении ролей. В возрасте 5-6 лет у большинства детей музыкально-слуховые способности развиты слабо, в речи присутствуют дефекты произношения различных фонем, чаще всего: р, с, л, щ. Ритм неорганизованный. Часто отсутствует координация слуха и голоса, из-за чего точность воспроизведения мелодии страдает. Музыкальная память слаборазвита, так как у
большинства детей из-за скудной музыкальной среды, в которой находятся дети, слуховой опыт очень мал. При рассмотрении музыкальных способностей детей выделяют сензитивные периоды 1 развития. При этом исследователи указывают на то, что у музыкальных способностей наиболее ранний сензитивный период – до трех лет [Юркевич, с.8] . Есть также данные о том, что музыкальные способности начинают закладываться уже в период внутриутробного развития: М. Л. Лазарев, исследуя вопрос воздействия музыки на развитие плода, говорит об ее благотворном влиянии на физиологическое и психическое развитие [Лазарев]. Говоря об условиях формирования и развития музыкальных способностей в сензитивный период, выделяют две сферы, оказывающие влияние на ребенка: социальную и образовательную. К социальной относится, в частности, семья. Существуют данные о том, что по- настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семья музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку. [Юркевич, с.8] Немаловажным, является контакт педагога с родителями, которые оказывают сильное влияние на музыкальное развитие ребенка. Родители в силах создать такую среду, которая умело поддержит интерес ребенка к музыке. К образовательной среде детей до трех лет можно отнести занятия в детском саду, кружках, домашнее обучение. Здесь важно, чтобы ребенок был увлечен музыкой, вовлечен в музыкальные игры, имел возможности звукоподражания животным, голосу взрослого, инструментам, ведь именно в возрасте до трех лет интенсивно развивается музыкальное восприятие, что способствует развитию музыкальных способностей. После сензитивного периода развитие музыкальных способностей возможно, но в значительной мере затруднительно [Зимина, с. 12] , так как музыкальное развитие после трех лет опирается на «фундамент», заложенный в первые годы жизни. Все это необходимо учитывать при организации занятий с детьми-дошкольниками. 1 Сензитивный период - (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определённых реакций либо определённого типа знания (например, сенситивный период овладения языком, который длится, приблизительно, до подросткового возраста).

Особенности построения занятия
При организации занятия, нужно учитывать, что музыкальные способности лучшим образом развиваются в процессе разнообразной музыкальной деятельности: пение влияет на успешность движения, движение - на успешность пения, слушание музыкального произведение - и на то, и на другое. Музыкальные занятия плодотворнее всего проводить в игровой форме, так как игра - ведущая деятельность в жизни ребенка 4-6 лет, способствующая формированию творческого воображения. Занятия с детьми не должно продолжаться более 30 минут, и за это короткое время, для того, чтобы сохранить внимание и интерес детей, виды деятельности должны быстро сменять друг друга, поэтому музыкальное занятие включает в себя несколько этапов, которые проходят в игровой форме: -разминка артикуляционного аппарата; - пение коротких песен-упражнений; -разучивание нового и повторение уже выученного музыкального материала; -логоритмические упражнения; -подвижные музыкальные игры; -музыкально-ритмические упражнения. Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от детей быстроты реакции, организованности, волевых усилий. Каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально и выразительно, вызывая радость. Такое исполнение вызывает у детей желание снова и снова повторять песни, танцы и игры, а также фантазировать и вносить в них что-то новое, таким образом способствуя развитию творческих способностей. Небрежно же исполненные произведения теряют свою художественно-воспитательную ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Совместное пение, танец или игра требуют от детей единых усилий, создают общее воодушевление. Радость от коллективного исполнения положительно влияет на робких, неуверенных в себе детей, создает благотворную атмосферу для раскрепощения. Нужно следить, как выполняют задания вся группа и каждый ребенок в отдельности, то есть осуществлять индивидуальный подход.
Организация пространства для занятий также очень важна для гармоничного музыкального развития ребенка. Все, что окружает ребенка должно помогать и располагать к раскрытию творческого потенциала. Ребенок, войдя в класс, должен попадать в сказочный красочный мир. Большое влияние на концентрацию внимания оказывает расстановка стульев, которые можно ставить полукругом, для большего взаимодействия детей с педагогом и друг с другом, а также в шахматном порядке, для того, чтобы внимание детей было более сосредоточенным. Также занятие можно строить по принципу сюжетной игры, это сосредоточит внимание и интерес детей. Сюжеты могут быть разными, например. «Поход в лес», и т.п. такие занятия благоприятны для становления воображения, фантазии, любознательности ребенка. Занятие можно начинать с артикуляционной гимнастики, которая помогает активизировать артикуляционный аппарат ребенка, четкая работа которого помогает формировать ясную речь ребенка. Гимнастика включает в себя несложные упражнения для губ и языка. Здесь также лучше всего использовать какой-либо интересный сюжет, например, поход в цирк. Предварительно подготовив карточки с изображением животных. Перед каждым упражнением можно загадывать детям загадки, например: Серый толстый великан Нос как будто длинный кран На спине прокатит он Озорной ушастый… Дети с большим удовольствием отгадывают загадки, а потом изображают как угаданное ими животное выполняет артикуляционное упражнение «Хоботок-улыбочка», которое активизирует работу губ. Таким образом, с помощью игры, налаживается не только работа артикуляционного аппарата ребенка, но и развивается мышление, воображение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, обладая огромным эмоциональным воздействием. Пение развивает умственный потенциал ребенка, открывая перед ним целый новый интересный мир, расширяет кругозор, увеличивает объем знаний. Также пение, укрепляюще воздействует на весь организм, по мнению врачей, пение- лучшая дыхательная гимнастика. Прежде чем разучивать песню, педагог должен спеть ее детям. Также, для повышения интереса к сюжету произведения, можно предложить детям разгадать загадки на тему
содержания песни. После исполнения педагогом песни, дети отвечают на вопросы, какая песня, веселая или грустная, быстрая или медленная, о чем в ней рассказывается. Вопросы способствуют активизации мышления ребенка. Важно, чтобы диапазон песни соответствовал возрастным особенностям голоса ребенка, исполнение неподходящего по возрасту репертуара портит как художественный вкус ребенка, так и наносит большой вред хрупкому голосовому аппарату. Часто дети исполняют взрослый репертуар, который не только непосилен с вокально-технической стороны, но влечет за собой серьезные проблемы, которые ведут к различным заболеваниям голосового аппарата ребенка. Главная цель каждого педагога - это охрана детского голоса, исключающая громкое крикливое пение. Репертуар должен соответствовать возрастным особенностям ребенка, что обеспечит нормальное развитие голосового аппарата ребенка. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран с точки зрения его воспитательно-художественной ценности. Произведения должны быть эмоциональными, увлекательными по сюжету, мелодичными, при этом простыми по форме и доступными по содержанию. Важно не перенапрягать детей исполнением большого количества песен за одно занятие. Интересными и увлекательными для детей-дошкольников будут упражнения, направленные на сопровождение пения движением. Такие приемы не только развивают внимание и фантазию детей, но и помогают одновременно развивать слуховое и зрительное восприятие. Передача движениями характера музыки способствует выработке правильной осанки, координации движений Кроме того, при работе с детьми, необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие звуковысотной чувствительности. Развитию музыкального слуха способствуют различные дидактические игры, такие как, «Угадай, кто поет?» Важнейшим компонентом музыкальных занятий с дошкольниками являются игры. Музыкально-ритмические игры могут быть основаны на элементарных движениях: ходьбе, беге, прыжках, подскоках, хлопках. Различные подвижные игры лучше также использовать с музыкальным сопровождением, так как музыка повышает интерес ребенка к игре, придавая особенную эмоциональность
Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз заострить внимание на основным моментах музыкального развития детей: - музыка – этот тот вид искусства, который помогает детям выразить себя, а также способствует формированию личности детей. Поэтому музыкальное развитие важно уже с самого младшего возраста; - при подготовке к занятиям необходимо ориентироваться на возрастные и психофизиологические особенности детей-дошкольников; - основная деятельность детей-дошкольников – игра, поэтому все занятия рекомендуется строить с использованием игровых методов, включать подвижные игры с музыкальным сопровождением; - в работе с дошкольниками также следует переключать и чередовать различные виды деятельности – танцы, пение, актёрское мастерство, развитие речи и т.д.
Список литературы:
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. –М., 2000. -304 с. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1967. – 415с. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. –М., 1981. -240 с. 4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология Полный жизненный цикл развития человека. –М., 2001. -464с. 5. Лазарев М. Л. Сонатал // mam2mamarticles/favorites/article.php?ID=1599 6. О детском голосе / под ред. Н.Д. Орловой. –М., 1966. -54с 7. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2002 – 122 с. 8. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 2000, - 136 c.


Яндекс.Метрика